Распечатать

Горячие новости

21.08.2019


19 августа стартует республиканская акция МЧС «В центре внимания – дети!»

подробнее...

15.08.2019


15.08.2019 в рамках акции "Лето - пора активная" учащиеся школы посетили музей Великой Отечественной войны

подробнее...

14.08.2019


14.08.2019 в рамках акции "Лето - пора активная" учащиеся школы посетили зоопарк.

подробнее...

31.07.2019


31.07.2019 воспитанники школьного оздоровительного лагеря посетили музей МТЗ.

подробнее...

30.07.2019


30 июля в рамках акции "Лето - пора активная" наши ребята смогли поиграть в большой теннис в СДЮШОР "Смена".

подробнее...

Новости Министерства образования

22.08.2019 12:00

Матывацыі не займаць

Подробнее...


21.08.2019 12:00

Об эффективности мер по повышению качества общего среднего образования

Подробнее...


21.08.2019 12:00

Усё толькі пачынаецца

Подробнее...


Новости Комитета по образованию

22.08.2019 12:00

Семинар-совещание «Дополнительное образование детей и молодежи: традиции и инновации образования детей и молодежи»

Подробнее...


19.08.2019 12:00

16 августа 2019 года в комитете по образованию Мингорисполкома состоялся круглый стол с учащимися учреждений ПТО и ССО, подчиненных комитету по образованию Мингорисполкома, входящими в состав республиканской команды 45-го международного чемпионата профессионального мастерства «WorldSkills Kazan 2019»

Подробнее...


19.08.2019 12:00

17-18 августа педагоги Минского государственного дворца детей и молодежи приняли участие в городской специализированной выставке- ярмарке «Пора в школу»

Подробнее...


Новости УО Партизанского района г.Минска

20.08.2019 12:00

Беларусь помнит

Подробнее...


20.08.2019 12:00

Победители городского смотра-конкурса «ФОРМУЛА САДА - 2019"

Подробнее...


15.08.2019 12:00

Лето - пора активная

Подробнее...


Главная : Красуй, Беларусь! : Минский цирк

Минский цирк

История создания Минского цирка и его развитие до 1941 г.

Цирковое искусство известно в мире с древних времен. Оно связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гуляниями - батлейками, обязательными атрибутами которых была демонстрация силы, ловкости, смелости. Из этого в последствии и сформировалось то, что теперь стало цирковым искусством.

Первый "оседлый" цирк в Европе появился в XVIII веке (не считая древнеримского, где велись кровопролитные бои гладиаторов). В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Жанр определил и диаметр арены - 13 метров. Т.к. лошадь, бегущая по кругу меньшего диаметра неизбежно падает. В то время наездники были главными артистами в цирке. Чуть позже к ним присоединились акробаты и клоуны.

В России, вплоть до конца XIX века, господствовали итальянцы. Афиши пестрели именами Ченизелли, Феррони, Труцци. Основоположниками российского цирка стали братья Никитины. Все трое были не только прекрасными артистами, но и строителями. В 1873 году они открыли в Пензе первый русский цирк. И хотя сооружение было деревянным, это был большой прогресс.

В Беларуси же первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье Минска летом 1853 года. Это был австрийский цирк Карла Гинне. Сохранился текст афиши того времени: "Почтеннейшую публику приглашаем на грандиозное, весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений. Среди них - смертельный трюк мадемуазель "X".

В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года (согласно рапорту помощника полицмейстера в Минское Губернское правление) в Минске был открыт первый в Беларуси стационарный деревянный цирк - "Цирк братьев Никитиных" на 800 мест, построенный Александром Бочаровым по заказу Петра Никитина. 17 ноября цирк был принят в эксплуатацию Минским Губернским правлением. В архивном фонде "Минское губернское правление" имеется постановление строительного правления от 2 октября 1884 г. о разрешении братьям Никитиным построить деревянный цирк в Минске на Соборной площади (ныне площадь Свободы) по приложенным планам. Здесь давали не только цирковые, но и театральные представления.

Однако место для таких «забав» было выбрано неудачно - по соседству с храмами. Здесь здание цирка простояло не долго, так как цирк возвышался над собором, что было недопустимо и вызывало недовольство духовенства и прихожан. Губернатор Чаплинский решил исправить положение. Правда, сделал это не сразу. В 1885-м в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, Гаэтано, построил в 1876 - 1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк. (К слову, к числу его завсегдатаев относился писатель Александр Куприн). Знаменитость упросила губернатора Чаплинского повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка Чинизелли была сделана, но в конце 1885 года здание с площади все же убрали. Сначала его разместили на Троицкой горе (недалеко от современного театра оперы и балета, место нынешней 2-ой городской больницы), а затем - на Комаровское поле.

В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому.

Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. В конце XIX века часто устраивались в городе и шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 году выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).

В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь - Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци. Эта фамилия на минских афишных тумбах будет появляться и позже. Сыновья предприимчивого итальянского антрепренера Массимилиано Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, «Минское слово» в 1911 году сообщало, что «Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках». (Артист не оставил манежа и в советское время. Он скончался на арене ленинградского цирка в 1931 году. На кладбище своего хозяина отвезли верные лошадки.)

В городе начала XX века цирк был весьма популярен. Во многом его успех определяли самые веселые люди - клоуны. Вот что рассказывал очевидец об одном из их выступлений в минском цирке: «… Наконец, вышел клоун в роскошном костюме. Номер его был построен на разговоре. Говорил он с чуть заметным польским акцентом, очень красиво и очень громко. Никаких акробатических трюков в его номере не было. Начал он с громкого плача. К нему подошел шталмейстер (человек, осуществлявший в старом цирке руководство и контроль за работой конюхов, берейторов, шорников, кузнецов, ветеринарных врачей, проводивших уход за лошадьми, и ответственный за содержание и здоровье всех животных) и спросил его, о чем он плачет. Клоун: Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительной болезни моя теща... Шталмейстер: Умерла? Клоун: Нет. Выздоровела.

Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились? Шталмейстеру не приходилось бывать в этих городах, и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают молодым людям по физиономии. И тех, и других он изображает. Когда же дело доходит до изображения минских барышень, клоун отходит к барьеру и говорит: «Дайте навести фасон». Имитирует модницу-барышню, красит губы, пудрится и спрашивает: - Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней? - Нет. - Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день».

Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на популярную тогда «французскую борьбу». Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, этот же метод был применен в минском цирке и в 20-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты.

В 1930 году цирк реконструировали. На его базе в Городском саду (ныне парк им. Горького) был построен цирк-шапито на 1200 мест. Через пять лет его директором стал Борис Кабищер. Еще до войны заслуги Бориса Ефимовича получили высокую оценку государства. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР и награжден орденом "Знак Почета".

Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 года. В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Али-бек Кантемиров. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили моментально, прошла генеральная репетиция...

А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался страшный пожар. Часть животных погибла. Артисты, ночевавшие в вагончиках, кинулись спасать животных. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре.

До прихода оккупантов артистов цирка вместе с семьями отправили в Москву. Об этом позаботился Борис Ефимович, раздобывший телеги. Опасная поездка, под бомбежками, заняла две недели. А из белокаменной эшелоном выехали в Омск, где уже 7 ноября 1941 года Белорусский цирк дал первое представление для воинов, уходящих на фронт.

Минский цирк в послевоенный, советский период

В 1946 году, вернувшийся из Сибири в Минск директор цирка Кабищер Борис Ефимович восстановил цирк на прежнем месте в парке Горького. Это был цирк-шапито на 1200 мест, подаренный Минску городом Орлом. Это было точно такое же деревянное здание, которое водрузили на новый фундамент. А в качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени).

По окончании войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков, первый - в Минске. Из всех проектов предпочли работу архитектора Владимира Жукова. А с выбором площадки возникли проблемы. Поначалу власти решили строить цирк в Заводском районе. тогда - на окраине города. Сегодня - это район станции метро "Могилевская". И только благодаря усилиям друга Кабищера - знаменитой певицы Оперного театра Ларисы Помпеевны Александровской - решение изменили. Правда для этого ей пришлось проситься на прием к первому секретарю ЦК КПБ Николаю Патоличеву.

В 1952 году вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве стационарных зимних цирков в стране. Первый из них, отдавая дань вкладу белорусского народа в победу и восстановление народного хозяйства, решено было построить в Минске.

30 октября 1954 года работы по возведению цирка на 1668 мест начались на углу проспекта Сталина (сегодня - проспект Франциска Скорины (Независимости)) и улице Якуба Коласа (сегодня - Янки Купалы).

Строительством руководил Борис Кабищер. Он же оставался "у руля" старого цирка. Вся прибыль от представлений направлялась на нужды стройки. Помогали и другие республики. Например, еще до реконструкции в цирке можно увидеть бронзовые люстры. Их подарил в 1956-ом году московский электроламповый завод. Строительство завершилось в 1958 году.

К 40-летию БССР и компартии Белоруссии 31 января 1959 года был сдан в эксплуатацию первый в Белоруссии стационарный зимний цирк. Площадь его помещений - 7600 м кв. , объем 5700 м. куб. Цирк рассчитан для показа всех жанров: от водных феерий, до грандиозных воздушных номеров. В этом его отличительная особенность. Здание представляет историко-культурную ценность республиканского значения (2-я категория). Интересный объем здания - ротонда, завершенная куполом; главный фасад украшен многоколонным портиком коринфского ордера. На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР.

Первая премьера состоялась 11 февраля 1959 года. Этот день и является днем рождения современного Белорусского цирка. Примечательно, что в первом представлении приняли участие Али-бек Кантемиров и Ирина Сидоркина. Когда состоялось открытие, был настоящий праздник. Все просто "кипели" от счастья. Акробат Бирюков у всех на глазах залез на крышу цирка, на самую маковку купола, и сделал там какую-то немыслимую акробатическую стойку.

К этому дню специально было приурочено создание Первого циркового белорусского коллектива. И первая программа нового цирка так и называлась "Белорусский цирковой коллектив". Художественный руководитель коллектива - Заслуженный артист БССР Е.Милаев. Главный режиссер - Заслуженный артист БССР З.Потехин, главный дирижер оркестра - Заслуженный артист БССР Б.Райский.

Год открытия цирка принес не только радость, но и горе. Во время одной из репетиций, сидя в зрительном зале, умер Кабищер. В память о Борисе Ефимовиче объявили двухнедельный траур. По единодушному решению коллектива сезон закрыли. Новый же начался в сентябре того же года. Вот почему 50-летие Белорусский государственный цирк отпраздновал в 2007 году (в мировой практике счет идет по сезонам).

Белорусский цирковой коллектив, созданный Борисом Кабищером, просуществовал пятнадцать лет. Борис Ефимович тщательно подбирал кадры со всего Союза. Первым художником была Анель Алексеевна Судакевич, оформившая премьерную программу. Впоследствии она уехала в Москву, где стала известным театральным художником. Первого дирижера нового цирка, Бориса Ипполитовича Райского, Кабищер пригласил из Иркутска. Отец Райского был священником, и в 1920 году, когда начались репрессии, семья выехала в Харбин. В 1949 году Борис Ипполитович вернулся на родину, но она приняла его недружелюбно. За время, проведенное в эмиграции, пришлось расплатиться двумя годами колонии. Затем Райский работал в цирках Иркутска, Москвы, Одессы. Кабищеру его порекомендовали маэстро Эдди Рознер, и Борис Ефимович не побоялся взять на работу "белоэмигранта". Райский был не только дирижером цирка, но и композитором, написавшим музыку для многих номеров. Впоследствии он возглавил оркестр белорусского радио и телевидения, где к нему пришла настоящая слава. Белорусский цирковой коллектив успешно работал в цирках страны до 1974 г. В разные года им руководили заслуженные артисты А.Шаг-Новожилов, К.Авьерино и Ю.Авьерино.

В настоящее время в Белорусском цирке ведется интенсивная работа по созданию второго белорусского циркового коллектива.

По материалам: http://www.circus.by




перепись населения

лето-2019

Вучань

К началу 2019/20120учебного года

Шестой школьный день

"ШАГ" -  Школа Активного Гражданина

МЧС

МЧС информирует

Год малой родины

Кабинет по профилактике ВИЧ/СПИДа

Попечительский Совет школы

Совет учреждения

 

Красуй, Беларусь!

Экологические новости+

Cайт учителя математики

 

Ссылки

Карта сайта

Счетчик посещений

Яндекс.Метрика

Адрес: г. Минск, ул. Уральская, 15. Телефон: 353-20-51
Электронная почта: sch108@minskedu.gov.by
Регистрация: Cайт ГУО «Средняя школа №108 г. Минска» зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси. Регистрационное свидетельство №: 1141101430 от 10.06.2011г.
Администрация Партизанского района г.Минска
Управление по образованию администрации Партизанского района
Поддержка сайта: Тихинская К.В.