Распечатать

Горячие новости

16.09.2020


План мероприятий государственного учреждения образования «Средняя школа №108 г.Минска» в рамках месячника по благоустройству и озеленению территории 21.09.2020 – 21.10.2020

подробнее...

16.09.2020


16.09.2020 в школе прошел информационный час, посвященный правилам безопасного нахождения на дороге и прилегающей территории, на который была приглашена инспектор ДПС ОГАИ Партизанского района г. Минска Спадобай Т.А. Она рассказала учащимся 1-2 классов о правилах дорожного движения.

подробнее...

14.09.2020


День БРПО

подробнее...

10.09.2020


10.09.2020 с учащимися 8-10 классов специалистами ЦДОДиМ "Виктория" проведен флешмоб "На позитиве".

подробнее...

10.09.2020


Сегодня в школе прошел традиционный день позитива. Учащиеся поучаствовали в акции "Радуга настроения", флешмобе. А также получили "сладкие" пожелания.

подробнее...

Новости Министерства образования

18.09.2020 12:00

Незабываемый праздник для всей системы профессионального образования

Подробнее...


18.09.2020 12:00

Подведены итоги III республиканского конкурса «JuniorSkills Belarus»

Подробнее...


18.09.2020 12:00

Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в сфере образования

Подробнее...


Новости Комитета по образованию

18.09.2020 12:00

Семинары «Облачная видеоконференцсвязь IVA MCU для учреждений образования Республики Беларусь»

Подробнее...


18.09.2020 12:00

Подведены итоги интернет-конкурса «Учусь сам – помогаю другим»

Подробнее...


18.09.2020 12:00

Методическая неделя в центре «Ветразь»

Подробнее...


Новости УО Партизанского района г.Минска

19.09.2020 12:00

Шестой школьный день

Подробнее...


16.09.2020 12:00

Игра-путешествие "Знаем и соблюдаем ПДД!"

Подробнее...


14.09.2020 12:00

Родительское собрание «Родительские университеты»

Подробнее...


Главная : О школе : Воспитательная и идеологическая работа : Профориентация : Это интересно - типы профессий

Это интересно - типы профессий

Все многообразие профессий отнесено к различным типам:
 
Тип «человек — техника»
 
Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы: ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.

Поэтому тип профессий «человек — техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различные манипуляции с объектом или сам объект.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определенность действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области.

Несмотря на разнообразие профессий этого типа, как-то: а) огромная разница в величинах объектов труда — от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора, б) различное состояние объектов труда и операций с ним — бурение нефтяной скважины или прокат трубы; в) разнообразие средств и орудий труда - от гигантского экскаватора до тончайшего микроскальпеля, у всех у них есть общее: непосредственное, с помощью органов чувств или опосредованное, инструментальное оперирование объектом в пространстве.

В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:

— техническое понимание —умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;

— техническую исполнительскую деятельность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;

— конструктивно-техническую деятельность - улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.

Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек - техника» необходимо иметь пространственно-образное представление, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно временную развертку — техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.

Тип «человек — знаковая система»
 

Внутри типа профессий «человек — знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий.

А. Оперирование словесными (вербальными) знаковыми системами.

В словесной форме информация создается (лингвисты, историки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальоны, телефонистки, телеграфисты).

Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (математический язык).

Широко распространены математические и химические знаковые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метрологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.
В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).
Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.

Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как средством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.

Профессионал типа «человек — знаковая система» должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нервной системы, а также такими качествами, как аккуратность, усидчивость, добросовестность.

Оперирование различной формой знаковых систем требует соответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образная память и образное мышление.

Итак, если у вас хорошо развита память, все свойства внимания, и вы человек наблюдательный, то у вас есть необходимые возможности для овладения профессиями «человек — знаковая система».
 
 
Тип «человек - художественный образ»
 
Представители профессий типа «человек — художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают.

Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, музыкант, актер, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикмахер, косметолог, портной, повар, закройщик, фотограф, вышивальщица, кружевница, мозаичник).

Содержание деятельности рабочих профессий заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда, поэтому в профессионально важные качества наряду с образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е. качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человектехника».

Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек — художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, ручная умелость, а также специальные способности к разным видам художественной деятельности.

Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, таким как, например, для хореографа—к танцевально-музыкальным, для дирижера — к музыкальным и организаторским, для ювелиров, художников-декораторов — к художественной культуре и т. д.

Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной.

Если вы занимались пением, музыкой, рисованием, лепкой, танцами, театром, пантомимой, поэзией или литературным творчеством, вышивкой и др., то специальные способности у вас, наверное, уже проявились.
  
Тип «человек — природа»
 

Профессии типа «человек — природа» характеризуют отношение человека к природе.

В этом типе можно выделить профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.

Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима физическая выносливость, сила, ловкость.

Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов — поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим процессам.

В силу того, что профессии этого типа характеризуют отношение человека к природе, для профессий типа «человек — природа» более важными оказываются личностные качества — склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, аккуратность, добросовестность, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планированию и прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении.

 

Тип «человек — человек»

Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успешной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение — необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникативность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.

Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность — совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.

Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек — человек».

Внутри этого типа, по данным Кавериной, выделяют шесть подтипов:

I подтип - работники просвещения.

II подтип - работники торговли и общественного питания,

III подтип - работники социально-бытового обслуживания,

IV подтип - медицинские работники.

V подтип - культпросветработники,

VI подтип - работники юстиции.

У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности.

1. Направленность личности на тип деятельности в области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям).

2. Общительность как легкость вступления в общение.

3. Эмпатия — способность к сопереживанию.

4. Социальный интеллект — чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

6. Внешность — экспрессия лица и поведения.

7. Умение управлять собой и другими людьми.

Поэтому специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек — человек» являются коммуникативность, эмпатия, самообладание и выдержка, такт, организационные умения.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
 

Проверить свою коммуникативность и организаторские склонности вы сможете, ответив на вопросы опросника КОС.

Опросник КОС

Внимательно прочитайте вопросы. Если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте знак «+», если отрицателен, то «-»

1. Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другом занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включиться в новую для вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнять сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для Вас людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным человеком, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы товарищей?
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
32
 
33
 
34
 
35
 
36
 
37
 
38
 
39
 
40
 

2. Подсчитайте сумму баллов, совпадающих с ключом. Коммуникативные склонности (Х к):

1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39-
Хк=

Организаторские склонности (Хо):

2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-

Хо=

3. Теперь можно найти коэффициенты уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей (Кк и Ко), разделив полученные цифры на 20.

Кк=Хк/20 и Ко=Хо/20.

4. Сравните полученные коэффициенты со шкалой оценок в табл. 4 и определите свой уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
 
Кк
 
Ко
 
Уровень развития
 
0,1- 0,45
 
0,2-0,55
 
   низкий
 
0,45- 0,55
 
0,56-0,65
 
 ниже среднего
 
0,56- 0,65
 
0,66-0,7
 
 средний
 
0,66- 0,75
 
0,71-0,8
 
 выше среднего
 
0,75- 1,0
 
0,81-1,0
 
 высокий
 

Если у вас высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то вы, скорее всего, не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг своих знакомых, с удовольствием участвуете в организации общественных мероприятий. Вас ждет успех в той работе, где требуется контакт с людьми.

Если у вас средний уровень, то вы также стремитесь к контактам, не ограничиваете круг своих интересов, отстаиваете свое мнение, планируете работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Вам надо стараться и дальше развивать свои склонности. Средний уровень коммуникативности - оптимальный вариант для любой профессии.

Если же у вас низкий уровень развития организационных и коммуникативных склонностей, то вы, вероятнее всего, не стремитесь к общению, чувствуете себя неуютно в новой компании, коллективе, предпочитаете проводить время с самим собой, испытываете трудности в установлении контактов с людьми, не отстаиваете своего мнения, тяжело переживаете обиды, не проявляете инициативу в общественной деятельности и предпочитаете избегать принятия самостоятельных решений. Вам надо стараться развивать эти качества, выбирать профессии исполнительского класса, такую работу, которая не потребует от вас инициативы и самостоятельности и частых контактов с людьми.

Организаторские склонности необходимы в любой деятельности. Умение организовать себя, спланировать свою деятельность требуется и менеджеру, и инженеру, и слесарю. Для людей, работающих под чьим-то началом, они менее значимы, чем для руководителей. Организованность помогает не только в профессиональной деятельности, но и в учебе. Поэтому не старайтесь откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, тщательно планируйте свои дела, учитесь ставить цели и достигать их. Все эти качества необходимы для работы в сфере «человек — человек», а также в других, где работа связана с руководством и общением.

Высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей является профессионально значимым в работе преподавателя, продавца, рекламного агента, адвоката, артиста, дилера, социального работника и других, давая возможность рекомендовать работу в таких сферах, как педагогика, психология, менеджмент, реклама, торговля и других, где общение выступает неотъемлемым компонентом трудовой деятельности. Однако излишняя разговорчивость на работе может помешать и вам, и вашим коллегам.

Средний уровень коммуникативности — оптимальный вариант для любой профессии. Если же ваши коммуникативные способности ниже среднего уровня, то лучше выбрать профессии типа «человек — техника», «человек — природа», «человек - знаковая система». Но профессий, где людям вообще не приходится общаться, очень мало.



К началу 2020/2021учебного года

Коронавирусная инфекция

освод

Вучань

Шестой школьный день

"ШАГ" -  Школа Активного Гражданина

МЧС

МЧС информирует

75 лет Великой Победе!

Год малой родины

Кабинет по профилактике ВИЧ/СПИДа

Попечительский Совет школы

Совет учреждения

 

Красуй, Беларусь!

Экологические новости+

 

Ссылки

Карта сайта

Счетчик посещений

Яндекс.Метрика

Адрес: г. Минск, ул. Уральская, 15. Телефон: 353-20-51
Электронная почта: sch108@minskedu.gov.by
Регистрация: Cайт ГУО «Средняя школа №108 г. Минска» зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси. Регистрационное свидетельство №: 1141101430 от 10.06.2011г.
Администрация Партизанского района г.Минска
Управление по образованию администрации Партизанского района
Поддержка сайта: Тихинская К.В.