Советы психолога

Как не надо хвалить

Похвала обладает свойством наркотика: ещё и ещё! Это может случиться с ребенком, если:

  • ребёнок перестал быть отличником;
  • родители внезапно решили: хватит ублажать, пора воспитывать;
  • в семье родился второй ребёнок.

Не хвалить за то, что достигнуто не своим трудом: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, ум, талант, вещи, случайная находка.

Хвалить за отвагу – преодоление страха.

В любом случае желательно не хвалить:

• больше двух раз за одно и то же; 
• из жалости; 
• из желания понравиться.

Три типа особо нуждающихся в похвале

Омега, или якобы «непомнящий». Отстающий, больной, слишком своеобразный, слишком застенчивый или беззастенчивый, без «тормозов», медлительный, неуклюжий, полный, заика, рыжий, очкарик, со смешной фамилией, с неубедительным голосом.

Альфа, или сверхполноценный. Если не хвалить – не завянет, но может расточить себя непроизвольно, расплескаться. Хвалить за труд, развитие, за превышение своей нормы.

Самолюбивый. Обостренная чувствительность к оценке, не выносит неодобрения. Напряжен, когда хвалят других, склонен спорить и препираться. Вежлив, но втайне обидчив.

Выучим наизусть!
Ни ребенка, ни взрослого – НЕЛЬЗЯ наказывать и ругать:
• когда болен, испытывает какое-либо недомогание или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
• когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
• сразу после физической и душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только сам). Нужно, по крайней мере, переждать пока утихнет острая боль. Это не значит, что нужно непременно бросаться утешать;
• когда не справляется со страхом, с невнимательностью, раздражительностью, любым недостатком, прилагая искреннее старание; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – короче, во всех ситуациях, когда что-либо не получается;
• когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
• когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Ругая, утверждая, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, мы это внушаем. Оценивая – внушаем самооценку.

- Из тебя ничего никогда не выйдет;
- Ты неисправим;
- Ненормальный;
- Самый настоящий предатель;
- Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу и т.д.).